ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ»
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВОЛОДИНА

Осенний марафон

21 сентября, 19:00
ТЮЗ им. А.А. Брянцева
ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ/САНАУЛЫ КИЧЛӘР

по пьесе А. М. Володина. Перевод на татарский язык — Резеда Губаева
Татарский академический Театр им. Г. Камала
Театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина должен были состояться, как всегда, в феврале 2021 года, но его перенесли из-за пандемии на сентябрь. Поэтому программа этого года называется «Осенний марафон».

На открытии Татарский академический Театр им. Г. Камала сыграет «Пять вечеров» режиссера Айдара Заббарова, хорошо известного театральному Петербургу по спектаклю «Беглец» в театре Ленсовета.

«Эта история произошла в Ленинграде, на одной из улиц, в одном из домов. Началась она задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро. Зима, по вечерам валит снег. Он волнует сердце воспоминаниями о школьных каникулах, о встречах в парадном, о прошлых зимах»…

Так начинает свою самую известную пьесу «Пять вечеров» Александр Володин. Можно еще добавить — история случилась во второй половине 50-х. И вся пьеса пронизана болью воспоминаний о войне и блокаде, былью репрессий, в жернова которых попадает и главный герой. А до войны здесь жила моя первая любовь, — говорит Ильин в первой картине. Лишь бы не было войны, — вторит ему в финале Тамара.

Казалось бы, такая жесткая привязка к конкретному историческому прошлому должна отпугнуть или озадачить молодых режиссеров XXI века. Но Айдар Заббаров считает иначе. Для него это история вне времени — о мужчине, который возвращается, и женщине, которая ждет. Как тут не вспомнить, например, Одиссея и Пенелопу? Так этот негероический сюжет обретает метафорический план, а герои – статус архетипов. Именно такой подход по мысли режиссера привлечет современного зрителя. Потому что эта история произошла не в Ленинграде, даже не в Санкт-Петербурге, а где-то на белом свете, возможно, здесь и сейчас…

Продолжительность спектакля 2:30 с одним антрактом
Возрастное ограничение 16+
Премьера состоялась 7 ноября 2019 года

Программка:

Режиссер – Айдар Заббаров
Художник – Булат Ибрагимов
Художник по свету – Ольга Окулова
Хореограф – Олег Глушков

Действующие лица и исполнители:
Тамара – Люция Хамитова, народная артистка Республики Татарстан, лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая
Ильин – Минвали Габдулллин, заслуженный артист Республики Татарстан
Слава – Алмаз Бурганов
Катя – Гульчачак Гайфетдинова, заслуженная артистка Республики Татарстан
Зоя – Алсу Каюмова, заслуженная артистка Республики Татарстан
Тимофеев – Искандер Хайруллин, народный артист Республики Татарстан, лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая

Спектакль ведет – Гульнара Гимранова
Синхронный перевод — Зульфия Шамсуарова

Главный режиссер театра – Фарид Бикчантаев, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая и Международной премии им. К.С. Станиславского
Директор театра – Ильфир Якупов, лауреат Республиканской премии им. М. Джалиля

Отзывы:
НА ФОНЕ ПОГАСШЕЙ ЛУНЫ, ПОД ТАТАРСКУЮ ПЕСНЮ… «Петербургский театральный журнал».
Это, несомненно, впечатление. От артистов, от такого хода, совсем не напоминающего ход режиссера Заббарова, например, к толстовским «Казакам». Когда спектакль начинали репетировать, краем уха я слышала, что герои вообще будут ленинградскими татарами и даже переменят имена. Но ведь дело не в именах, и татары, наверное, знают, что такое подтекст, неслучившаяся жизнь и бигуди на голове дома ночью…
От души поздравляю театр им. Г.Камала с новой вехой. Казалось бы, сто раз перечитанная и насмотренная драма (опять же перед глазами незабвенная лента с Любшиным и Гурченко), однако каждое слово будто заново влетает в сердце. Произносимые под звездным небом и луной (отдельно отметим работу художника-постановщика Булата Ибрагимова) простые и совсем не пафосные фразы — искрятся словно Откровения. Видимо (и слава б-гу), это все еще нам необходимо — сверять свои души по камертону любви, веры, надежды… Никаких штампов, фальши — актеры прожили судьбу персонажей максимально достоверно. Ольга Юхновская.

АЙДАР ЗАББАРОВ СТАВИТ «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» КАК ИСТОРИЮ ОДИССЕЯ И ПЕНЕЛОПЫ. «Театр».
Самую репертуарную пьесу Александра Володина, традиционно соотносимую со стилистикой условного «ретро», Айдар Заббаров на казанской сцене решил поставить как антибытовую. Помимо доли остранения, которую, очевидно, спектаклю придаст сам текст, звучащий в переводе на татарский, принципиальным для режиссёра, тяготеющего к метафизическому и образному прочтению литературного материала, стало решение «приподнять» героев — от «маленьких людей» до архетипических образов.
Буквально на 26 часов мы приехали в Казань, чтобы вновь оказаться в стенах Театра Камала. В этот раз смотрели спектакль «Пять вечеров» режиссёра Айдара Заббарова. «Пять вечеров» — это спектакль о любви. Любви подлинной, самоотверженной, умеющей ждать и прощать. Диляра.

No responses yet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *